Статья "Создание условий на уроках технологии для развития мотивации успеха у учащихся"

26.05.2015 22:13

 

 

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ НА УРОКАХ  ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УСПЕХА У УЧАЩИХСЯ

Пикалова Н.Н.,

                                                                                                  Сусло О.В.

учителя технологии

                                                                       МБОУ « СОШ № 34 с углубленным

                                                                   изучением отдельных предметов»

         Новые стандарты образования  содержат мысль, что надо не просто учить, а необходимо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным. Чтобы учение стало потребностью, оно должно быть успешным. Создание ситуации успеха является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении. Ощущение успеха у школьника создается не похвалой учителя, а осознанием результативности собственных действий. Эти положительные результаты деятельности ученика должны обеспечиваться всей системой деятельности учителя.

Главная задача учителя технологии   - научить учащихся связывать знания теории с выбором практических действий на рабочем месте.

Основой для правильного выбора решения по изготовлению изделия  является совокупность знаний по нескольким темам, и если обучающийся правильно прочтёт чертёж, сможет правильно выбрать инструмент, технологию обработки, то цель будет достигнута. Все более очевидной становится потребность интеграции процесса обучения. Интеграция  представляет собой «отражение в содержании учебных предметов тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и в практике и познаются современными науками». Это закрепление взаимосвязи отдельных учебных предметов  и их взаимопроникновение друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что метопредметные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, их связи с окружающей действительностью, активизации подготовительной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков обучающихся.      Метопредметные связи отражают комплексный подход, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Один предмет должен наполняться элементами другого [2].

Дифференциация же знаний, вызванная увеличением обособленного изучения и увеличения числа учебных предметов приводит к перегрузке программ и ослаблению физического развития ребенка, так как умственные перегрузки и присущая современному этапу гиподинамия отрицательно воздействуют на его всестороннее гармоничное развитие и не способствуют активной деятельности в окружающей действительности.

 В процессе обучения  на уроках технологии используем  различные формы личностно - ориентированного развивающего обучения: элементы технологии проблемного обучения, ролевая игра на основе создания малых групп (бригад) сменного состава, учебно-познавательные мероприятия с элементами технического творчества.

Допуская в свой внутренний мир нас, учащиеся в любом случае стремятся представить этот мир таким, каким бы он хотел, чтобы его видели. В этом построении своего образа, в выработке собственного «имиджа»  состоит один из аспектов механизма личностного развития. Учащиеся не любят, когда к ним лезут в душу, и, одновременно с этим мечтают быть понятыми, услышанными, причем «правильно» с их точки зрения.

      Сегодня личностно-ориентированный подход в образовании является ведущим среди тенденций современной педагогической теории и практики, не имеет в педагогическом сознании однозначного понимания.

       В технологии личностно-ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный учеником в школе, в конкретных условиях семьи, окружении, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Традиционное образование, преследующее цели предметно-вещевой образованности человека, использует личность как средство для достижения цели. Личность воспринимается не в её самобытности и целостности, а через призму функционально заданных параметров – успеваемости, правильного поведения.

Основной принцип личностно-ориентированного образования – этико-гуманистический принцип общения педагога и воспитанников.

          Применяя проблемные методы обучения, ориентируем учащихся на поисковую деятельность. Во время практических занятий выполнение заданий на решение проблемы позволяет учащимся обосновать выбор решения, что показывает его умение использовать теоретические знания. Используемые формы проведения уроков продуктивны, благодаря тому, что строятся на определенном моделировании проблемных ситуаций, обеспечивают реальную и практическую значимость полученных знаний, их перенос в новые, нестандартные условия.

Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если учащийся постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.   А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.  

Учащимся интересны нетрадиционные уроки, которые способствуют развитию инициативы, коммуникативности, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных  с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

             Широко используемся обучение, при котором каждый учащийся работает в доступном ему темпе и выполняет задание, по сложности соразмерное с его навыками, умениями и способностями. Индивидуального подхода требуют не только отстающие, но «сильные» учащиеся, инициативные и сообразительные. Им подбираем более сложные задания, способствующие развитию творческого мышления, активности, самостоятельности. Такие качества учащихся, как   дисциплинированность, организованность, умение поддержать общее дело, контактность являются основополагающими при выборе бригадиров.

Учащихся не умеющих общаться, конфликтных, неровно успевающих и  выбивающихся из общего темпа работы распределяем по рабочим местам со стабильно успевающими и более общительнымииболее  с нелепыми замечаниями.местам со стабильно успевающимих общаться.

           С целью организации контроля качества обучения  и самоконтроля используем методы тестирования, разработанные по различным темам.

Все это благоприятно сказывается на отношении учащихся к  занятиям. Ребята становятся более активными, у них появляется, пусть еще не очень четкий и устойчивый, но уже очевидный интерес к знаниям, необходимый для успешного творчества.

         Результатом работы можно считать  стабильную успеваемость и качество знаний по технологии.

        Образовательная среда должна  предоставлять возможность каждому учащемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал,  пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. Основными требованиями к креативной образовательной среде являются высокая степень проблемности, принятие обучающегося таким, какой он есть и включение его в активную образовательную деятельность.

Педагогическая задача учителя технологии - создать условия для проявления творческих способностей учащихся, предложить им программу действий, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоций, воображения, образного мышления.

     Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом самовыражении.

           Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, это процесс развлечения, наслаждения; здесь, как и в случае игровой деятельности, личность ориентирована на  процесс творения,   способ познания окружающего мира и самопознания.  Творчество обладает степенью новизны.

И мы, педагоги, должны помочь  ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали, укрепить веру в необходимость самосовершенствования и важность раскрытия собственного творческого потенциала[1].

Список литературы

1.    Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998 - 318 с.

2.    Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования //Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 1999 - 160 с.

3.    Гурьев А.И., Межпредметные связи - теория и практика //Наука и образование - Горно-Алтайск, 1998 - № 2. - 204 с

Петров А.В., Гурьев А.И. Концептуальные основы межпредметных связей  //Инновационные процессы в системе современного образования