Подготовка и проведение современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
учитель технологии Сусло О.В.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Специфика системно-деятельностного подхода
• Мотивация учащихся
•Активная поисковая деятельность (учебная или практическая задача)
•Выявление способа практических действий, овладение им
•Совместно-продуктивная деятельность
•Самооценивание учащихся
•Психологическая безопасность
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока (таблица).
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент) |
Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением) |
Учитель |
Ученики |
Время |
||
Используемые бумажные источники |
Используемые электронные ресурсы |
Используемые бумажные источники |
Используемые электронные ресурсы |
|||
При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго следовать следующим критериям соответствия ЭОР:
· целям и задачам урока;
· основным требованиям к ЭОР - обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения;
· научно-педагогическим требованиям к ЭОР;
· эргономическим требованиям;
• требование научности и достоверности предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
1.Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4.Сообщение нового материала.
5.Решение учебной задачи.
6.Усвоение новых знаний.
7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.Закрепление изученного материала.
9.Обобщение и систематизация знаний.
10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
· цель освоения учебного содержания;
· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
· основные понятия темы;
· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
(Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении)
Требования, предъявляемые к современному уроку.
Дидактическая задача урока: характеризует конечный результат урока, т.е., что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.
Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;
Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД
Организационные формы обучения: фронтальная форма обучения, групповая (парная) форма обучения, группы сменного состава, индивидуальная форма обучения, коллективная форма организации обучения.
Что определяет выбор урока:
• Цель урока
• Тип урока
• Структура урока
• Расход времени на различных типах урока.
Дидактические требования к уроку:
• Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
• Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
• Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
• Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
• Создание условий успешного учения.
Психологические требования к уроку:
• Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
• Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
• Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
• Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
• Соотношение побуждения к деятельности и побуждения.
Организация познавательной деятельности учащихся:
• Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления
• Использование установок в форме убеждения, внушения
• Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
• Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых
• Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
• Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.
Учет возрастных особенностей:
• Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся
• Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
• Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся.
Гигиенические требования:
• Температурный режим
• Проветривание
• Освещение
• Предупреждение утомления и переутомления.
• Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)
• Своевременное и качественное проведение физминуток
• Соблюдение правильной рабочей позы.
Требования к технике проведения урока:
• Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
• Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
• Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
• Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
• Соблюдение единого орфографического режима
• Обеспечение активного учения каждого школьника.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. (К. Д. Ушинский)
Приложение
Шаблоны взяты из электронной системы "Образование"
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока* |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Признаки решения дидактических задач |
||||
Организационный момент |
Методы обучения |
Форма деятельности |
Методические приемы и их содержание |
Средства обучения |
Способы организации деятельности |
|
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Критерии качества оценки урока в 3 уровнях:
· требование выполнено полностью
· требование выполнено не полностью
· требование практически не выполнено
Требования к уроку |
Что оценивается |
1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации |
· Способы мотивации учителя · Чёткость, ясность постановки учебных целей |
2.Тип, форма и содержание урока |
Соответствие содержания, типа и формы урока целям и ведущим идеям урока |
3.Структура урока |
Оптимальность структуры урока, логическая связь этапов |
4. Деятельность уч-ся по достижению целей урока |
· Особенности форм деятельности (групповая, индивидуальная, фронтальная) · Уровень развития личностных возможностей, собственного мнения, · рефлексивного анализа |
5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приёмы) |
Адекватность выбранных методов и форм, возрастным особенностям, развитию УУД |
6. Дидактическое оснащение урока |
1. Разнообразие заданий, форм. 2. Использование разных источников информации. 3. Целесообразность ТСО на уроке |
7. Формирование и развитие УУД |
Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование УУД: · личностных · познавательных · коммуникативных · регулятивных |
8.Организация контроля результатов |
Разнообразие форм контроля на протяжении урока |
9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей |
· Результат совместной деятельности на каждом этапе урока · Разнообразие форм совместной деятельности (проект, план, тезисы, текст, контрольное упражнение и др. · Формы самооценки (рефлексия) |
10. Стиль общения |
Деятельность учителя по поддержке психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником |
Проектирование урока
1. Цели урока
2. Необходимая база умений, знаний
3. Конкретные условия (ученики, учитель)
Аспекты проектирования
|
Логика развёртывания материала |
Организация деятельности уч-ся |
Формы учебного общения |
№ этапа урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интернет - ресурсы
1.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/analiz-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo]
2.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Режим доступа:[https://lib.podelise.ru/docs/354/index-5096.html]
3.Организация и оценка современного урока
Режим доступа: [https://docs.google.com/presentation/d/13YuzpyM2ZuDgkY4fT-lGAr03fHrTuJWwfc8efjLQz6Y/present?pli=1&;ueb=true#slide=id.i0]
4. «Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС НОО»
Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/osobennosti-organizacii-sovremennogo-uroka-v-svete-trebovaniy-fgos]
5. Особенности организации современного урока в начальной школе
Режим доступа:[https://gimn.sheledu.ru/index.php/doklady-publikatsii/133-osobennosti-organizatsii-sovremennogo-uroka-v-nachalnoj-shkole]
6. Презентация «Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО»
Режим доступа:[ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/osnovopolagayushchie-izmeneniya-sovremennogo-uroka-v-svyazi-s-vvedeniem-fgo]
7.Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Режим доступа: [https://www.ug.ru/method_article/260]
8. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/sovremennyi-urok-v-nachalnoi-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos]
9. Урок в соответствии ФГОС
Режим доступа:[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/urok-v-sootvetstvii-fgos Презентация]
10. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС
Режим доступа:[https://www.openclass.ru/node/305985]