Подготовка и проведение современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

18.04.2015 22:45

Подготовка и проведение современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

                                                                         учитель технологии Сусло О.В.      

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. 
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. 

Специфика системно-деятельностного подхода

• Мотивация учащихся

•Активная поисковая деятельность (учебная или практическая задача)

•Выявление способа практических действий, овладение им

•Совместно-продуктивная деятельность

•Самооценивание учащихся

•Психологическая безопасность
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? 
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.Определение темы учебного материала.

2.Определение дидактической цели темы.

3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4.Продумывание структуры урока.

5.Обеспеченность урока (таблица).

6.Отбор содержания учебного материала.

7.Выбор методов обучения.

8.Выбор форм организации педагогической деятельности

9.Оценка знаний, умений и навыков.

10.Рефлексия урока.

 

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

             

 При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго следовать следующим критериям соответствия ЭОР:

·         целям и задачам урока;

·         основным требованиям к ЭОР - обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения;

·         научно-педагогическим требованиям к ЭОР;

·         эргономическим требованиям;

• требование научности и достоверности предоставленной информации. 

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

1.Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4.Сообщение нового материала.

5.Решение учебной задачи.

6.Усвоение новых знаний.

7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8.Закрепление изученного материала.

9.Обобщение и систематизация знаний.

10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 
Структура технологической карты включает:

·         название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

·         цель освоения учебного содержания;

·         планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

·         метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

·         основные понятия темы;

·         технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

·         контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

·         учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

·         используются эффективные методы работы с информацией;

·         организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

·         обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
(Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении)

Требования, предъявляемые к современному уроку.
Дидактическая задача урока: характеризует конечный результат урока, т.е., что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.

Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;

Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;

Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД 
Организационные формы обучения: фронтальная форма обучения, групповая (парная) форма обучения, группы сменного состава,  индивидуальная форма обучения, коллективная форма организации обучения.

Что определяет выбор урока:

•         Цель урока

•         Тип урока

•         Структура урока

•         Расход времени на различных типах урока.

Дидактические требования к уроку:

 

•         Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков

•         Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся

•         Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков

•         Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся

•         Создание условий успешного учения.

Психологические требования к уроку:

•         Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

•         Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся

•         Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

•         Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа

•         Соотношение побуждения к деятельности и побуждения.

Организация познавательной деятельности учащихся:

•         Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления

•         Использование установок в форме убеждения, внушения

•         Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

•         Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

•         Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

•         Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.

Учет возрастных особенностей:

 

•         Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

•         Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников

•         Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся.

Гигиенические требования:

•         Температурный режим

•         Проветривание

•         Освещение

•         Предупреждение утомления и переутомления.

•         Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)

•         Своевременное и качественное проведение физминуток

•         Соблюдение правильной рабочей позы.

Требования к технике проведения урока:

•         Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность

•         Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными

•         Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

•         Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

•         Соблюдение единого орфографического режима

•         Обеспечение активного учения каждого школьника.

 

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг. (К. Д. Ушинский)

Приложение 

Шаблоны взяты из электронной системы "Образование"

                           ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: ................................. 
Предмет: .............................................. 
Класс: .................................................. 
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала

 

 

 

 

 

Контроль

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

содержание

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

Сообщение нового материала

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

  

Критерии качества оценки урока в 3 уровнях:

·         требование выполнено полностью

·         требование выполнено не полностью

·         требование практически не выполнено

Требования к уроку

Что оценивается

1. Деятельность учителя по целеполаганию и мотивации

·         Способы мотивации учителя

·         Чёткость, ясность постановки учебных целей

2.Тип, форма и содержание урока

Соответствие содержания, типа и формы урока целям и ведущим идеям урока

3.Структура урока

Оптимальность структуры урока, логическая связь этапов

4. Деятельность уч-ся по достижению целей урока

·         Особенности форм деятельности (групповая, индивидуальная, фронтальная)

·         Уровень развития личностных возможностей, собственного мнения,

·         рефлексивного анализа

5. Инструментарий учителя (технологии, методы, приёмы)

Адекватность выбранных методов и форм, возрастным особенностям, развитию УУД

6. Дидактическое оснащение урока

1.       Разнообразие заданий, форм.

2.      Использование разных источников информации.

3.      Целесообразность ТСО на уроке

7. Формирование и развитие УУД

Соответствие уровня сложности заданий, направленных на формирование УУД:

·         личностных

·         познавательных

·         коммуникативных

·         регулятивных

8.Организация контроля результатов

Разнообразие форм контроля на протяжении урока

9. Результативность совместной деятельности по достижению учебных целей

·         Результат совместной деятельности на каждом этапе урока

·         Разнообразие форм совместной деятельности (проект, план, тезисы, текст, контрольное упражнение и др.

·         Формы самооценки (рефлексия)

10. Стиль общения

Деятельность учителя по поддержке психологического комфорта на уроке при общении с каждым учеником

 

Проектирование урока

1.       Цели урока

2.      Необходимая база умений, знаний

3.      Конкретные условия (ученики, учитель)

Аспекты проектирования

 

Логика развёртывания материала

Организация деятельности уч-ся

Формы учебного общения

№ этапа урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интернет - ресурсы

 

1.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/analiz-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo]

2.Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Режим доступа:[https://lib.podelise.ru/docs/354/index-5096.html]

3.Организация и оценка современного урока

Режим доступа: [https://docs.google.com/presentation/d/13YuzpyM2ZuDgkY4fT-lGAr03fHrTuJWwfc8efjLQz6Y/present?pli=1&;ueb=true#slide=id.i0]

4. «Особенности организации современного урока в свете требований ФГОС НОО»

Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/osobennosti-organizacii-sovremennogo-uroka-v-svete-trebovaniy-fgos]

5. Особенности организации современного урока в начальной школе

Режим доступа:[https://gimn.sheledu.ru/index.php/doklady-publikatsii/133-osobennosti-organizatsii-sovremennogo-uroka-v-nachalnoj-shkole]

6. Презентация «Основополагающие изменения современного урока в связи с введением ФГОС НОО»

Режим доступа:[ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/osnovopolagayushchie-izmeneniya-sovremennogo-uroka-v-svyazi-s-vvedeniem-fgo]

7.Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

Режим доступа: [https://www.ug.ru/method_article/260]

8. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/sovremennyi-urok-v-nachalnoi-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos]

9. Урок в соответствии ФГОС

Режим доступа:[https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/urok-v-sootvetstvii-fgos Презентация]

10. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС

Режим доступа:[https://www.openclass.ru/node/305985]