Конференция учителей технологии в БелИРо

07.04.2018 20:59

Новые стандарты образования содержат мысль, что надо не просто учить, а необходимо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным. Чтобы учение стало потребностью, оно должно быть успешным. Создание ситуации успеха является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении. Ощущение успеха у школьника создается не похвалой учителя, а осознанием результативности собственных действий. Эти положительные результаты деятельности ученика должны обеспечиваться всей системой деятельности учителя.Главная задача учителя технологии - научить учащихся связывать знания теории с выбором практических действий на рабочем месте.Основой для правильного выбора решения по изготовлению изделия является совокупность знаний по нескольким темам, и если обучающийся правильно прочтёт чертёж, сможет правильно выбрать инструмент, технологию обработки, то цель будет достигнута. Это закрепление взаимосвязи отдельных учебных предметов и их взаимопроникновение друг в друга. В психологии и педагогике обоснован вывод о том, что межпредметные связи являются одним из важных психолого-педагогических условий повышения научности и доступности обучения, их связи с окружающей действительностью, активизации подготовительной деятельности и совершенствования процесса формирования знаний, умений и навыков у обучающихся. Межпредметные связи отражают комплексный подход, позволяющий вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами. Один предмет должен наполняться элементами другого Дифференциация же знаний, вызванная увеличением обособленного изучения и увеличения числа учебных предметов приводит к перегрузке программ и ослаблению физического развития ребенка, так как умственные перегрузки и присущая современному этапу гиподинамия отрицательно воздействуют на его всестороннее гармоничное развитие и не способствуют активной деятельности в окружающей действительности.

В процессе обучения на уроках технологии используются различные формы личностно- ориентированного развивающего обучения: элементы технологии проблемного обучения, ролевая игра на основе создания малых групп (бригад) сменного состава, учебно-познавательные мероприятия с элементами технического творчества.Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если учащийся постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. А для того, чтобы увлечь учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них ту «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Учащимся интересны нетрадиционные уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как списывание, боязнь плохих отметок, закомплексованность.

Широко используется обучение, при котором каждый учащийся работает в доступном ему темпе и выполняет задание, по сложности соразмерное с его навыками, умениями и способностями. Индивидуального подхода требуют не только отстающие, но «сильные» учащиеся, инициативные и сообразительные. Им подбираются более сложные задания, способствующие развитию творческого мышления, активности, самостоятельности. Такие качества учащихся, как дисциплинированность, организованность, умение поддержать общее дело, контактность являются основополагающими при выборе бригадиров.С целью организации контроля качества обучения и самоконтроля используются методы тестирования, разработанные по различным темам.Результатом работы можно считать стабильную успеваемость и качество знаний по технологии.Образовательная среда должна предоставлять возможность каждому учащемуся на каждом образовательном уровне развить исходный творческий потенциал, пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку. Основными требованиями к креативной образовательной среде являются высокая степень проблемности, принятие обучающегося таким, какой он есть и включение его в активную образовательную деятельность

.