Формирование культуры здоровья на уроках технологии

10.03.2015 22:58

Формирование культуры здоровья

на уроках технологии

                                                                                                                      учитель технологии Сусло О.В.

        Многие годы ребенок проводит в стенах общеобразовательного учреждения и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.

        Конечно, определяющую роль играет состояние здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно использование здоровьесберегающих образовательных технологий:

. строгая дозировка учебной нагрузки;

. построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

        Входя в класс, учитель должен задуматься, с каким настроением он будет проводить урок и окажет ли его эмоциональное состояние положительное влияние на психику детей. Давно доказано, что психологический дискомфорт и эмоциональный стресс являются причиной многих заболеваний.

        В предупреждении утомления очень важна четкая организация учебного труда. На уроках технологии большая часть учебного времени отводится на практическую деятельность учащихся. Важно создать оптимальные условия для труда, правильно оборудовать учебное помещение, рабочее место каждого ученика и т.д.

Во вводном инструктаже при показе различных приемов выполнения работы учитель использует наглядные пособия, которые также могут сыграть свою роль в профилактике утомляемости. Например, при изучении видов вышивки для демонстрации приемов изготовления «мережки» удобно использовать мешковину. В ней четко просматривается переплетение нитей, а это снимает напряжение зрения, что особенно важно в условиях короткого светового дня.

        Не всем учащимся легко дается практическая деятельность на уроке, помочь им могут технологические, инструкционные карты, раздаточный материал, которые позволяют организовать личностно ориентированное обучение. Технологическая карта и образцы помогают ученику выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, видеть конечный результат.

        Хорошие результаты профилактики стрессов дает работа в парах, где ученики ощущают поддержку друг друга.

        Еще А.С.Макаренко говорил, что учитель должен постоянно проявлять заботу о хорошем настроении детей в труде. Положительную мотивацию к учебе создают игровые моменты на уроке, словесные поощрения учителя. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Не нужно забывать и о том, что отдых - это смена деятельности. Поэтому однообразную работу следует дозировать, предлагая на время выполнить другой вид деятельности.
        По утверждению психологов, с помощью музыкальных ритмов можно установить равновесие в деятельности нервной системы, поэтому спокойное музыкальное сопровождение монотонной работы скрасит ее, создаст положительные эмоции.
        Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья детей. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органично вплетаются в канву урока.

        Например, в 5 классе для проверки усвоения нового понятия можно предложить учащимся следующее упражнение. Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Учитель формулирует вопрос и сам на него отвечает. Если ответ правильный, ученики поднимают руки вверх, поднимаются на носки; если неправильный - руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Обязательно нужно включать следующие простейшие упражнения для глаз:

. вертикальные движения глаз вверх-вниз;

. горизонтальные - вправо-влево;

. вращение глазами по часовой стрелке и против нее;

. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

. на доске начертить какую-либо кривую; предлагается глазами «нарисовать»

эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

        Учителю следует подчеркнуть, что любое упражнение может принести пользу только в том случае, если его выполнять старательно, в хорошем настроении.

Знания учащимися правил техники безопасности на уроках являются основным фактором профилактики травматизма, поэтому в процессе обучения следует делать акцент не только на заучивание правил, но

и на понимание учащимися причин травматизма, источников опасностей, способов защиты.

        При изучении темы «Интерьер жилища» важно обратить внимание на то, что при обустройстве жилища следует учитывать ряд факторов, влияющих на здоровье. Например, электроприборы являются источником электромагнитных излучений и при оборудовании помещения нужно правильно размещать бытовую технику. Ведь дестабилизирующее воздействие на организм оказывает не столько интенсивность электромагнитных полей, сколько расстояние до прибора, образующего поле, и продолжительность его использования. Например, безопасное расстояние от холодильника - не менее 1,2 м от дверцы, телевизора - 1 ,1 м от экрана и т.д.

        Уместно рассмотреть и влияние комнатных растений в интерьере на работоспособность человека. Растения очищают воздух, что особенно важно на кухне, и способствуют повышению влажности воздуха. Занятия комнатным цветоводством удовлетворяют потребность человека в общении с природой.

        При изучении раздела «Технология обработки ткани» учащиеся узнают, почему одежда из натуральных волокон обладает наилучшими гигиеническими свойствами (хорошо впитывает влагу, воздухопроницаема, не создает на теле электростатических зарядов). Правильно подобранная одежда защищает от неприятных факторов внешней среды, обеспечивает кожное дыхание, не сковывает движения человека, от чего в немалой степени зависит его здоровье и самочувствие.

        Обучая детей работе на швейной машине, важно уделить внимание правилам безопасной работы и санитарно-гигиеническим требованиям. Объяснить, что невыполнение этих правил приводит к преждевременной усталости, а неправильное положение корпуса способствует появлению сутулости, развитию близорукости.

        При изучении раздела «Технология обработки пищевых продуктов» учащиеся знакомятся с технологией приготовления кулинарных блюд. Школьникам следует сообщить основные сведения о здоровом питании, здоровом образе жизни по следующим направлениям:

. связь между питанием и здоровьем;

. важность сбалансированного рациона;

. необходимость разнообразия пищи;

. как правильно питаться, если занимаешься спортом;

. чем нужно питаться в разное время года;

. о вреде переедания;

. важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания.

        Также необходимо сообщить о возможном наличии в пищевых продуктах нитратов, пестицидов и о методах борьбы с ними. Важно научить определять сроки годности и свежесть продуктов. В данном разделе уместно познакомить учащихся с методами очистки воды в домашних условиях. Обратить внимание учащихся и на качество посуды для приготовления пищи, она должна быть изготовлена из материала, который не принесет вреда здоровью.

        Данный подход в обучении технологии формирует у учащихся привычку заботиться о своем здоровье, воспитывает сознательное и активное отношение к нему, осознание необходимости активных действий для укрепления здоровья.